Как передает корреспондент УтроNews, девелоперская ГК «ФСК», которой владеет семья бывшего высокопоставленного чиновника московской мэрии Александра Воронина, вошла в пятерку крупнейших девелоперов по объему ввода жилья.
По итогам I квартала 2024 года ГК ФСК ввела 93,7 тыс. кв. м жилья, поднявшись на одну позицию в рейтинге и заняв пятое место. Сейчас структуры «ФСК Лидер» (именно под этим брендом ее знают потребители) готовят к сдаче ряд крупных проектов в Москве и Подмосковье - ЖК Sydney City, Rotterdam, «Архитектор», «Римский» и другие.
Руководит «Лидером» Владимир Воронин – продолжатель строительной династии. Совладелец – Ирина Воронина, сестра Владимира. Отец бизнесменов, Александр Воронин, на протяжении многих лет был заместителем Владимира Ресина - на тот момент, главы всего стройкомплекса Москвы. Затем - весьма неоднозначного депутата Госдумы, который мог «помогать» Ворониным уже из Госдумы.
Ведь Александр Воронин, и его сын Владимир, который сейчас является главным руководителем и лицом семейного бизнеса - люди более, чем скандальные. И скандалы эти, по большей части, связаны как раз с качеством работы их компаний. В первую очередь - с частыми срывами сроков ввода жилья, что регулярно вызывает недовольство дольщиков.
Первые среди неравных
В 2018 году ФСК пророчили судьбу канувшей в Лету и обанкроченной Urban Group. Тогда структура Ворониных допустила срыв сроков ввода ЖК «Домодедово парк» и «Первый Андреевский» - тысячи семей не могли получить ни жилплощадь, ни заплаченные за нее деньги.
Как писал «Мосмонитор», в компаниях ФСК мог происходит вывод активов, руководство было готов к эмиграции на Мальту, а работой девелопера будто бы интересовались правоохранительные органы. Про Мальту упоминание совсем не случайно. Дело в том, что миллиардеры Воронины и другие члены их семьи приобрели мальтийские паспорта по программе «гражданство в обмен на инвестиции. Каждый такой паспорт мог стоить порядка 900 тыс. евро.
Разумеется, право такое они имели, деньги были. И как это в стиле российских бизнесменов и чиновников, деньги они зарабатывали в РФ и на наших же людях. А вот жить, видимо, хотели совсем в другом месте. И не туда ли шли заработанные на московских стройках деньги?
Разумеется, все эти «телодвижения» крайне нервировали дольщиков. И, похоже, имели на то основания. Судя по всему, доли ряда компаний ГК «ФСК» были переданы в залог связанным с ними же структурам. В 2015 году доля Ирины Ворониной в ФСК оказалась в залоге у ООО «Балашиха-Сити». Доля Владимира Воронина в той же структуре тоже заложена - но уже ООО «СоюзАгро». Обе сделки сопровождал юрист Кирилл Сидоров, электронная почта которого позже обнаружилась в контактах «СоюзАгро».
Как пишет пресса, эти компании оказались аффилированы самому ФСК. Более того - они же могли быть завязаны на целую сеть разветвленных офшоров. В их числе, например, кипрский офшор «Трафкон холдингз лимитед». А выдача кредитов и взятие в залог своих же компаний уж очень сильно пахнет «схематозом».
Однако тогда краха структуры не случилось, Воронины остались в деле. Вместе с тем, новость о попадании ФСК в топ девелоперов еще не говорит о том, что в компании все прекрасно. По итогам 2023 головная структура холдинга получила чистый убыток в 413 млн рублей. При этом рост убытков за год составил... более тысячи процентов.
Получается, средства, поступающие от «дочек» головному юрлицу могут выводиться? Похожая ситуация была в 2021 году, когда убыток компании превысил 700 млн рублей. Согласно данным информационного сервиса Rusprofile.ru, финансовая устойчивость и платежеспособность структуры вызывает опасения, а эффективность работы низкая.
Новости по теме: В Германии и Австрии задержаны несколько человек, готовивших серию терактов в новогоднюю ночь в Кельнском соборе и в центре Вены
Если взять ООО «ФСК Лидер», то его убытки за 2020 год - 430 млн рублей. Не лучше.
А ведь проблемы с дольщиками и объектами компании никуда не делись. И сейчас в Сети полно утверждений, якобы менеджмент компании (а с чьей подачи, как не владельцев?) может ставить в неудобное положение, или даже обманывать своих покупателей.
Например, в 2023 году, как и ранее, огромное количество приобрели жилье от ФСК в рассрочку, но на вторичном рынке эти квартиры стали явно дешевле. При этом рассрочка то и вовсе, похоже, была мнимой. А вот при попытке расторгнуть договор дольщикам предъявляли штраф в 10% и пункт об обоюдном согласии сторон. Разумеется, итогом стали длительные судебные разбирательства, в которых возможности и ресурсы явно не на стороне покупателей.
В качестве примера можно привести скандальнейший ЖК «Сидней Сити», где ФСК подала против своих же клиентов более 100 исков. При этом речь идет о квартирах, ключи от которых люди на тот момент получить просто не могли.
Как утверждают в Сети, якобы представители Ворониных придумали интересную «схему». Они рассылали людям приглашение получить ключи от еще неготовых квартир, хотя в некоторых корпусах не было даже лифтов. Однако, записаться на получение ключей у людей все как-то не выходило - постоянно был «забит график». Это могло быть банальной манипуляцией, чтобы «потянуть резину», прежде чем дольщики перейдут к более решительным действиям.
Спасибо лужковской мэрии
Согласитесь, как-то несолидно для одного из лидеров рынка. А ведь таких историй - вагон и маленькая тележка, в том числе, в последние годы. Но есть не менее интересный вопрос - а как ФСК, собственно, стал этим лидером, на какой базе Воронины строили свой бизнес?
Ответ может крыться в прошлом Александра Воронина, до 2002 года бывшего заместителем Владимира Ресина. Что удивляет больше всего - сами хозяева ФСК особо не скрывают то, как все начиналось.
В рассказе о бизнесе Ворониных в Forbes сами же бенефициары восстанавливают хронологию своего возвышения. Очень просто - Ресин и Воронин старший курировали все городские стройки Москвы. Деньги просто громадные - трудно даже представить.
В 90-ые при с подачи Ресина и Воронина лужковская мэрия создала компанию «Главмосстрой», которая получала крупные подряды на строительство школ, детских садов и других учреждений в столице.
Финансирование, разумеется, бюджетное. В 1999 году Александр Воронин, сын чиновника, стал финансовым директором еще одного вновь созданного предприятия «Главмосстроймонолит» - тоже бюджетного.
Как пояснял Владимир Воронин, тендеры выигрывала компания «Главмосстрой», но он (будучи чиновником) добивался того, чтобы та была генподрядчиком, а вот субгенподряд отдавали «Главмосстроймонолиту», где финансами заправлял его сын. И никакой коррупции, никакого конфликта интересов? Где была прокуратура? Впрочем, в 90-ые ей было не до этого...
Важно другое. Впоследствии «Главмосстрой» был акционирован и приватизирован. И при этом его объединили с двумя крупными московскими трестами «Моспромстройматериалы» и «Мосмонтажспецстрой» которые составили строительно-промышленную корпорацию «Развитие».
Ее ключевыми бенефициарами, как вы уже догадались, оказались сами Воронины. «Развитие» участвовало во многих крупных московских стройках, выигрывало тендеры. Именно структуры Ворониных впоследствии получили незавершенные объекты рухнувшего Urban Group, и массу других «бонусов». Вот вам и база для построения бизнес империи. И снова - никакой коррупции?
«Напоролись» на Керимова
Но не все коту Масленица. В какой-то момент Владимир Воронин «спелся» с крупным олигархом, ныне сенатором Совета Федерации от Дагестана Сулеманом Керимовым. Последнему что только не приписывают. Его пытаются «пристегнуть» к рейдерским захватам и различным офшорным схемам.
Вначале нулевых более половины, 51%, СПК «Развитие» принадлежало трем ЗАО: «Антиб», «Герен» и «Кентен». Владельцами каждой из этих компаний были по две компании, зарегистрированные на острове Мэн и владевшие российскими ЗАО в пропорциях 40% на 60%. Т.е. бюджетные деньги могли уходить именно туда.
Гендиректором трех офшорных компаний, каждая из которых владела 60% российских ЗАО, была Лариса Воронина. 23 мая 2005 года эти компании, учрежденные в 1995 году, были ликвидированы.
В какой-то момент СПК «Развитие» приглянулась Сулейману Керимову. Его «Нафта Москва», видя колоссальные доходы девелопера, решила выкупить его доли. Только произошло это очень странным образом. В результате целой серии сделок значительная часть СПК перешла к «Нафте». А потом в офис девелопера ворвались крепкие молодые люди, которые забрали документы из сейфов.
Как пишет Forbes, это был один из финальных актов сделки между Керимовым и Ворониным. Впоследствии Сулейман Керимов яростно судился с теми, кто называл это происшествие «захватом» бизнеса. Удивительно, но даже это не обрушило Ворониных. Обладая серьезным запасом финансовой прочности и крепкими связями в мэрии, они создали ФСК «Лидер» - ныне ГК «ФСК». Сегодня в него входят порядка 45 компаний, большая часть из которых записаны на Владимира Воронина.
С тех пор их благосостояние только росло. И все - несмотря на окружавшие холдинг скандалы. В том числе и личные проблемы его бенефициара Владимира Воронина. Как утверждают в Сети, якобы у него крайне напряженные отношения с бывшей супругой - настолько, что речь может идти о травле, попытках давления и отъема детей. Все это не добавляет ФСК очков.
Таким образом, история Ворониных и ФСК Лидер — это вовсе не история «старых денег» или невероятных бизнес-способностей. Бизнес-империя, замешанная на госзаказах и папиных связях в среде крупных чиновников, может быть успешной. Но вот ее бенефициары вряд ли вызывают уважение среди коллег по цеху…