Ответчиками выступают сразу все ведомства, причастные к приватизации ресторана и его последующему изъятию у собственника, а именно: федеральное Росимущество, его территориальное управление в Саратовской области, комитет по управлению имуществом региона, мэрия Саратова, городской КУИ, министерства культуры - федеральное и областное, правительство Саратовской области, городская и областная дума, городской комитет по культуре и управление Росреестра.
Заявитель просит суд обязать ответчиков, прежде всего мэрию Саратова, предоставить ему в собственность помещение, аналогичное изъятому ресторану по основным характеристикам, но при этом не являющееся памятником культуры любого уровня и свободное от прав третьих лиц. К рассмотрению дела суд приступит 21 мая.
Подобное заявление — первое в истории с саратовской деприватизацией. Истец, очевидно, хочет воспользоваться правом добросовестного приобретателя на компенсацию. До сих пор при изъятии у собственников старинных зданий, перешедших в частные руки 20 лет назад и более, суды исходили из того, что чиновники, давшие добро на приватизацию объектов, не имели права этого делать. Отбирали ресторан с формулировкой «истребовать из чужого незаконного владения». Но решение суда основывалось на том, что Саратовский городской совет народных депутатов, давший добро на приватизацию в 1993 году, не имел права распоряжаться зданием, поскольку оно было федеральной собственностью. Выходит, что бизнес в сложившейся ситуации точно не виноват.
Ранее «Волга-Астория» подавала иск о признании незаконными действия и бездействия всех ведомств, которые согласовали 30 лет назад приватизацию ресторана. Дело находилось в производстве почти год, с апреля 2023 по февраль 2024 года. Суд постановил заявителю отказать. Прежде всего арбитраж заявил, что у «Волги-Астории» вообще никогда не возникало прав на ресторан и в спорах с Росимуществом компания не доказала наличие оснований на возникновения у нее права собственности. Что же о требовании признать действия чиновников незаконными, то «Волга-Астория» избрала неверный правовой подход. И вообще, «общество с 1994 года знало обо всех оспариваемых действиях (бездействии) т.к. являлось непосредственным участником правоотношений», а значит — пропустило срок исковой давности.
В случае с деприватизацией ресторана вопрос об исковой давности был успешно обойден. Хотя по сути Росимущество должно было тоже быть в курсе всех оспариваемых действий и бездействий. Но не зря Российский союз промышленников и предпринимателей сейчас ищет дополнительный способ урезать аппетиты чиновников, дополнительно ограничив сроки давности 10 годами. Изъятие у бизнеса собственности Саратовской областью не ограничивается, а если процесс инициирован не ТУ Росимущества, а Генпрокуратурой, шансов сохранить имущество у его прежних владельцев нет.
Сейчас ресторан в гостинице "Волга" передан в госуправление. Сам отель не так давно сменил собственников, которые занялись его реставрацией, и к ним у Росимущества вопросов нет. Что будет с рестораном дальше, федеральное ведомство уже не волнует, оно выступает борцом за госсобственность только в судах, а бремя содержание памятника лежит на других структурах, в частности на Агентстве по управлению и использованию памятников истории и культуры. Именно оно тратится на реставрацию и сохранение, сдает памятники в аренду. И сейчас, стараниями ТУ Росимущества, расходы федерального агентства существенно возросли.
Между тем, потребовать компенсировать добросовестно приобретенные здания теоретически могут и другие бывшие собственники, хоть за кинотеатр «Победа», хоть за Дом художника на улице Московской. Воспользуются ли они этой возможностью, скорее всего будет зависеть от результатов рассмотрения иска «Волги-Астории».
Справка «БВ». ООО «ПКФ «Волга-Астория» - ресторанная компания, действующая в Саратове с 1996 года. Основной бенефициар - Александр Максимов (71,6%), еще 14,2% - у Алексея Мещерякова. Последний раз компания показывала выручку в 2017 году, тогда она составляла 692 тысячи рублей, далее в ее отчетности стоят нули.
Новости по теме: Бизнес-империи Олега Кана и Дмитрия Дремлюги будут национализированы