На предыдущих квартальных результатах Tesla акции компании ощутили значительное падение.
Первым, кто заметил отсутствие самой доступной модели Tesla на сайте бренда и возможное завершение ее продаж в США, стал портал Electrek. В начале недели легендарную Model 3, которая когда-то стала первым электромобилем в мире с продажами свыше 1 миллиона единиц, еще можно было купить за 39 тысяч долларов, однако теперь за новую самую доступную модель, Tesla Model 3 Long Range, придется заплатить на 3,5 тысячи долларов больше.
The Verge связывает решение с резким повышением тарифов на ввоз в США китайских электромобилей и компонентов к ним, в том числе аккумуляторов. Среди прочего авто из Китая на американском рынке теперь облагаются 100-процентной пошлиной, а батареи для электромобилей обойдутся на 25% дороже и исключают использующие их машины из госпрограммы субсидий на покупку электротранспорта.
По данным Electrek, Model 3 была последней машиной в линейке Tesla, которая использовала произведенные в Китае LFP-батареи, что и могло привести к закрытию продаж. Другие версии анализирует экс-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Олег Мосеев:
«Я думаю, что здесь причина в усиливающейся конкуренции с BYD, где время от времени BYD опережает по продажам и, скорее всего, окончательно победит Tesla с точки зрения объема продаж. Пока да, Tesla показывает большую доходность, но как раз за счет более дорогих моделей. Поэтому вполне возможно, что Tesla идет на оптимизацию структуры своего модельного ряда, чтобы сконцентрироваться там, где BYD с ней не сильно конкурирует, и вполне возможно, что Мodel 3, учитывая, сколько она стоит, могла уйти в отрицательную доходность. Поэтому я думаю, что все это вкупе будет толкать Tesla к изменению стратегии по модельному ряду».
В начале недели на рынке активно изучали результаты Tesla за третий квартал, которые Reuters назвало разочаровывающими. Хотя бренд продал на 6% больше машин, чем годом ранее, опрошенные агентством аналитики ожидали почти восьмипроцентного роста.
На фоне ожесточенной борьбы за мировой рынок электромобилей — с санкциями и тарифами Запада против экспансии китайских производителей — замедление роста самого дорогого автогиганта не могло остаться незамеченным. Акции Tesla на новостях просели более чем на 5% и до сих пор не отыграли всего падения.
Удается ли бренду выдерживать натиск все более многочисленных конкурентов? Комментирует главный редактор автоиздания Quto.ru Максим Ракитин:
«С трудом, скажем так, потому что мы понимаем, что структура парка электромобилей сейчас полностью поменялась. И в мировой структуре парка электромобилей уже большое количество времени первые места занимают, если по сегментам смотреть, китайские бренды, тот же BYD, например. Поэтому сказать, что у Tesla абсолютная гегемония в электромобилях, нельзя, потому что теперь это неправда. Китайцы делают автомобили быстрее. Китайцы автомобили делают технологичнее. Я имею в виду сам конечный продукт. И китайцы реагируют на желания рынка и на какие-то запросы быстрее, чем любая европейская, американская, японская компании. Даже с учетом того, что мы все знаем, что господин Маск — человек достаточно эксцентричный и вспыльчивый — мог бы принимать какие-то быстрые решения, но у Tesla нет вокруг нее ауры бренда, который ведет за собой всю электромобильную историю».
Борьба с нашествием китайских электромобилей активизируется и в ЕС. В пятницу, 4 октября, страны блока одобрили планы Еврокомиссии по повышению тарифов на китайские электромобили до 45%, несмотря на недовольство Германии, проголосовавшей против. Как пишет Reuters, немецкий автопром обеспокоен перспективой открытия в Евросоюзе китайских автопроизводств, однако пока акции Volkswagen и других европейских гигантов растут на несколько процентов.
Агентство объясняет жесткий настрой властей ЕС их былым провалом по солнечным батареям, когда из-за бездействия Брюсселя Китай успел занять до 90% европейского рынка фотоэлектрических панелей. Еврокомиссия не обязана повышать тарифы на китайские электромобили сразу же и, как заявил Reuters один из чиновников, пока надеется на диалог с Пекином об альтернативных решениях.