Почему на счетах больниц лежат неиспользованными миллиарда гривен?

Почему на счетах больниц лежат неиспользованными миллиарда гривен?
Почему на счетах больниц лежат неиспользованными миллиарда гривен?
В среднем на заработные платы врача больница тратит 11 000 гривен, директора - почти 27 000 гривен, медицинской сестры - 9000 гривен. В то же время, в НСЗУ не прекращают поступать жалобы от пациентов на вымогательство средств и оплату лекарств в стационарах. Причин у этого позорного явления может быть несколько.

Ежемесячно более трех тысяч медицинских учреждений Украины получают на свои банковские счета оплату от Национальной службы здоровья. Это те деньги, которые НСЗУ платит за бесплатное медицинское обслуживание пациентов.

Начиная со второго квартала 2020 года, все коммунальные семейные амбулатории, поликлиники, больницы подавали в НСЗУ отчеты о доходах и расходах. Это условие договора между учреждением здравоохранения и НСЗУ. Результаты анализа отчетов за апрель 2021 года доступны на вебсайте НСЗУ. На дашборде можно увидеть, сколько средств получило то или иное заведение в отчетном периоде, сколько потратило и сколько у него осталось. Также отражаются поступления в натуральной форме - ТМЦ и капитальные инвестиции. Важно, что на дашборде отражены не только денежные поступления от НСЗУ, но и деньги из бюджетов всех уровней, благотворительная помощь, доходы от платных услуг и тому подобное.

НСЗУ открыла данные обо всех доходах медицинских учреждениях Украины. Что это даст пациентам и врачам?

Во-первых, отныне любой человек может легко проверить, действительно ли в больнице не хватает денег на лекарства и повышение зарплат медикам. Достаточно найти на дашборде медучреждение по коду или названию, и панель отобразит остаток средств на счете такой больницы. Пациент может пользоваться этими данными, если ему отказывают в бесплатном медицинском обслуживании. Врач или медсестра, которым не повышают заработную плату, может проверить, действительно ли у их работодателя нет денег. Для депутатов, которым больницы жалуются на реформу и низкие тарифы, такие новые открытые данные - бесценный источник верифицированной информации и страховка от недобросовестности руководителей медучреждений.

Во-вторых, государство, которое тратит средства налогоплательщиков на медицину, наконец имеет возможность видеть, кто, куда и когда тратит (или накапливает) финансовые ресурсы в системе. Недостаточно просто оплатить больнице по пакету медицинских услуг и думать, что государство эффективно использовало наши с вами средства.

На самом деле, деньги из программы медицинских гарантий «оживают» как раз тогда, когда попадают на банковский счет медучреждения. Ведь с тех пор они становятся собственностью учреждения и то, куда их тратить, решает его директор (хотя и согласовывает это с местными властями как своим владельцем).

С открытием данных о доходах и расходах коммунальных учреждений здравоохранения, в НСЗУ появился сверхмощный аналитический инструмент для отслеживания дальнейшего движения средств программы медицинских гарантий. Мы дадим стране ответ, сколько на самом деле денег у коммунальных медучреждений и на что они их тратят.

В-третьих, ответственные общины смогут справедливо ставить вопрос об эффективности того или иного руководителя медицинского учреждения. Почему с пациентов требуют пакеты с лекарствами в то время, когда у больницы высаживают туи и кладут плитку? Общество имеет полное право знать, как нанятый ею менеджер - руководитель больницы - распоряжается средствами, делать соответствующие выводы и инициировать перед местными властями замену такого руководителя. Главное здесь - понять, что те миллиарды, которые вращаются на счетах больниц - это никакие не «государственные» деньги. Это не деньги власти, политиков или еще кого-то. Это деньги каждого из нас. Поэтому влияние общины, ее неравнодушие - это важнейшая и очень нужно государству партнерство в отслеживании, куда все же идут деньги на нашу бесплатную медицину.

Так почему же?

Возвращаясь к заголовку. По состоянию на конец 2020 года на банковских счетах коммунальных специализированных учреждений (поликлиники, больницы) и экстренной (скорой) помощи находилось 19 млрд гривен. Это 15% бюджета программы медицинских гарантий на 2021 год. Если взять только заведения экстренной помощи, то в них сконцентрировано почти 5 млрд гривен.

При этом мы видим, что в среднем на заработные платы врача больница тратит 11 000 гривен, директора - почти 27 000 гривен, медицинской сестры - 9000 гривен. В то же время, в НСЗУ не прекращают поступать жалобы от пациентов на вымогательство средств и оплату лекарств в стационарах.

Причин у этого позорного явления может быть несколько.

Причина первая, банальная. Неумение директоров медучреждений управлять финансовыми ресурсами. Логично в отношении тех руководителей, которых больницы «унаследовали» от старой системы, когда главный врач никогда не располагал деньгами.

Причина вторая, психологическая. Десятилетиями больницы содержались за бюджетные ассигнования, которых никогда ни на что не хватало.

Новости по теме: Биткоину прогнозируют подорожание до 100 тысяч долларов уже этом году

Отсутствие компетенции по финансовому менеджменту плюс травма хронического недофинансирования равняется простому решению - складывать «под матрас», в данном случае просто хранить на счете.

Причина третья и главная, ценностная. Мы только начали разворачивать медицинскую систему лицом к пациенту и то, в основном только на бумаге. Впереди сложный и долгий путь внедрения. Для большинства людей медицина - это все еще о больнице, а не о пациенте. Это все еще о «сохранить больницу», а не сохранить здоровье людей. Откладывание миллионов на счетах, когда пациенты покупают шприцы и лекарства - лишь одно из проявлений отношения больницы к пациенту. Нужна ли нам такая больница - вопрос, на который страна даст себе честный ответ и примет соответствующее решение. В тандеме с храбрым лидером, способным взять ответственность за выполнение этого решения, Украина имеет шанс на цивилизованную медицину.

Ирина Донец, директор юридического департамента НСЗУ, экспертка по правовому регулированию здравоохранения;  опубликовано в издании  LB.UA


Распечатать
17 апреля 2025 Скончался известный актер и мастер дубляжа Владимир Герасимов
17 апреля 2025 Облигации и снижение продаж: как ГК «Самолет» пытается справиться с финансовым кризисом
16 апреля 2025 США сообщают о возможностях манипуляции временем и пространством
16 апреля 2025 Отец покойного Яниса Тиммы обвиняет Анну Седокову в манипуляциях
16 апреля 2025 В Дагестане семья пчеловодов предлагает мед, который, как утверждается, может вылечить аутизм и онкологические заболевания
16 апреля 2025 В Москве перекрыли дороги рядом со зданием Следственного комитета
16 апреля 2025 Клиенты Ozon обвиняют маркетплейс в нечестных условиях предоставления рассрочки с микрокредитами
16 апреля 2025 Израильские солдаты нашли в Газе собаку, похищенную ХАМАС, и вернули её семье погибшего историка
16 апреля 2025 Виталина Цымбалюк-Романовская стала мамой и решила не обращаться за помощью нянь
16 апреля 2025 Бывший губернатор Курской области Алексей Смирнов прикроет своим уголовным делом Романа Старовойта
16 апреля 2025 Еврокомиссия не вводит санкции против российского сжиженного газа
16 апреля 2025 Издание Time исключило украинцев из списка 100 наиболее влиятельных людей мира
16 апреля 2025 "Запрещённый" Данила Козловский вернётся на экраны
16 апреля 2025 Владимир Евтушенков спасает бизнес с помощью банков: выпущенные новые акции Segezha Group направляются на погашение долгов
16 апреля 2025 Надежда Кадышева объявила о турне по стадионам: гонорары певицы взлетели до небес
16 апреля 2025 Цены на нефть выросли после заявления Китая о готовности к диалогу
16 апреля 2025 «Томское пиво» не сталкивается с репутационными потерями: бывший мэр Иван Кляйн продолжает зарабатывать миллиарды
16 апреля 2025 Бизнес на чужой территории: как в Горном Алтае не учитывается решение суда
16 апреля 2025 Повышение пошлин, введенное Трампом, может замедлить экономический рост, заявил глава Федеральной резервной системы США
16 апреля 2025 How Soft2bet’s Uri Poliavich deceives regulators and scams players across Europe