В редакцию The Moscow Post прислали любопытные документы. И собрал весь этот пакет, вне всякого сомнения, человек, который близко знает бывшего заместителя министра энергетики Анатолия Тихонова. Эти бумаги проливают более яркий свет на деяния г-на Тихонова и всей его компании, которая несколько лет кряду гробила крупный энергетический проект, а именно проект Государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК).
В то время, когда ГИС ТЭК кое-как двигался в жизнь, Анатолий Тихонов возглавлял ФГБУ "Российское энергетическое агентство" (РЭА) Министерства энергетики РФ.
Но осенью 2019 года г-н Тихонов получил кресло заместителя министра энергетики. На тот момент - напоминаем - министром был Александр Новак, который нынче обретается в Правительстве РФ в должности заместителя премьер-министра Михаила Мишустина. К слову, Новака и Тихонова связывают долгие годы совместной работы в Красноярском крае.
И, как утверждает наш информатор, Александр Новак делает все возможное, чтобы вызволить Тихонова из тюрьмы. По всей видимости, и потому тоже, что Тихонов может рассказать много лишнего. Как много лишнего уже рассказала гражданская супруга Тихонова Виктория Коваленко. Из СИЗО Коваленко уже выпустили под домашний арест.
Новости по теме:
В деталях дела разбирался корреспондент The Moscow Post в Москве.
Роман Щербов – "змея", пригретая на груди
Расследование начало сдвигаться с место после того как начал "говорить" бывший начальник Департамента ФГУП "РЭА" Роман Щербов.
Напомним, что история закрутилась вокруг ГИС ТЭК. Этот проект придумали, чтобы бороться с нелегальным бизнесом и уходом от налогов.
Но в итоге главным результатом стало уголовное дело о хищении более 700 млн. рублей из бюджета.
Романа Щербова суд признал виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ. Щербов получил 8 с половиной лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. И штраф 40 млн. рублей. Но сидел он почему-то совсем недолго. И уже в 2018 году освободился по УДО.
Анатолий Тихонов в это время еще был генеральным директором ФГБУ "РЭА".
Документы в… мусорном ведре
Новости по теме: Зеленский ветировал закон об обличителях коррупционеров
Как выяснилось позже, оперативники хорошо раскопали всю историю, в которую попал Роман Щербов, поскольку все переговоры Щербова о денежных откатах в пользу "бедных" записывались.
Свидетели преступных действий Щербова также составили отчеты обо всех взятках. И в деталях поведали, как передавали финансовые документы посредством ведра в женском туалете в кафе "Лемончелло". Это заведение находится прямо по соседству с ФГУП "РЭА", на улице Щепкина.
А подробно об этом на судебном процессе по делу Романа Щербова рассказал Алексей Савин, советник генерального директора IT-компании "Информационные системы связи и безопасности" (ИССБ).
Именно г-н Савин и просил одну из своих сотрудниц посетить кафе "Лемончелло" рядом со зданием "Российского энергетического агентства". И оставить в урне женского туалета финансовый документ, который свидетельствовал, что 20 млн. рублей переведены на счет некой фирмы "Тритон".
Как рассказал сам Савин оперативникам, эти 20 млн. рублей - первая половина взятки, которую у него требовал начальник Дирекции по информационным технологиям "Российского энергетического агентства" Роман Щербов.
Деньги должны были прийти знакомому Щербова - Игорю Удинцеву, на счет подконтрольной ему компании "Тритон". Об этом подробно говорится в материалах уголовного дела против Щербова и Удинцева. Алексей Савин также подробно объяснил следствию, почему ему пришлось платить такой щедрый откат.
Оказывается, в 2015 году компания "ИССБ" несколько месяцев боролась за контракт ФГУП " РЭА" на поставку системы хранения данных для проекта ГИС ТЭК. Но компанию дважды не допускали к конкурсу. Пришлось жаловаться в ФАС.
После настойчивой второй жалобы Алексею Савину позвонил некто, дабы обсудить ситуацию по конкурсу. Этим некто и оказался Роман Щербов. И просил он Савина о встрече по горячей просьбе своего шефа - Анатолия Тихонова.
На этой встрече Роман Щербов запальчиво объяснил Алексею Савину, что компании "ИССБ" не нужно участвовать в конкурсе. И если даже случится чудо - а такого быть просто не может - и "ИССБ" победит в конкурсе, то все равно не получит денег. И не получит денег даже в ходе судебных разбирательств, так как МЫ - уверенно говорил Щербов – сделаем все, чтобы товар, предлагаемый компанией "ИССБ", не соответствовал требованиям Минэнерго по техническим показателям.
Но случилось чудо: компания "ИССБ" все-таки выиграла конкурс. И подписала контракт с Российским энергетическим агентством" на 70,4 млн. рублей: обязалась поставить организации оборудование компании IBM.
Все последующие разговоры с Романом Щербовым о поставках Савин записывал на диктофон. В том числе, как Щербов объяснял преимущества закупки более дешевого оборудования Hitachi вместо оборудования IBM.
Роман Щербов сообщил, что его шеф возражает против поставки оборудования IBM из-за того, что размер их денежных средств, которые необходимо передать в качестве отката, будет ощутимо меньше при поставке оборудования IBM.
Схема, как видим, была отлично обкатана.
Однако отказаться от поставки оборудования IBM по контракту не удалось. И вот тогда Роман Щербов предложил Алексею Савину удешевить контракт путем замены на более дешевое оборудование. При этом он обещал, что при приемке товара не будет никаких препятствий. А миллионы, которые могли быть сэкономленные за счет удешевления комплектации, компания "ИССБ" должна была перевести на счет компании Тритон Игоря Удинцева.
Понятное дело, что все свои шаги г-н Щербов сверял со своим непосредственным шефом - г-ном Тихоновым.
Как развивались события дальше? Как рассказал Савин оперативникам, было заключено 2 договора на выполнение фиктивных работ по пусконаладке и залогу оборудования IBM. Размер взятки определили в 40 млн. рублей.
После пробного запуска оборудования IBM один из сотрудников "Российского энергетического агентства" составил акт без даты, в котором было указано, что оборудование не соответствует тому, что было заявлено в госконтракте.
Этот акт был фиктивным. И он должен был служить гарантией перевода взятки от компании "ИССБ" на счет фирмы "Тритон".
Вот именно это платежное поручение о переводе 20 млн. рублей, а также подписанные фиктивные договоры между компаниями "ИССБ" и "Тритон" Щербов приказал оставить в урне женского туалета.
Тем временем Алексей Савин обратился в УВД по Северо-Восточному АО Москвы. Сигнал ушел в ФСБ, в управление "П".
Через 24 часа Щербова и Удинцева арестовали. Щербова обвинили в получении взятки, а Удинцева - в посредничестве во взяточничестве. И Щербов, и Удинцев частично признали свою вину и раскаялись, как следует из материалов дела.
Алексей Савин акцентировал внимание следствия на том, что по поведению Щербова было понятно: вымогательство взятки не его личная инициатива, а инициатива руководства.
Что еще любопытно?
После ареста Романа Щербова "Российское энергетическое агентство" сразу разорвало договор с компанией "ИССБ" под предлогом поставки несоответствующего оборудования. И потребовало вернуть более 71 млн. рублей.
Компания пыталась оспорить разрыв договора, ведь акт о несоответствии оборудования конкурсным требованиям был фиктивным. И произвели на свет этот уродливый документ сотрудники "Российского энергетического агентства" как рычаг давления для получения взятки. А кто отдавал приказания? Ясно, кто…
Роман Щербов освободился условно-досрочно в конце 2018 года. К тому времени силовики уже вели доследственную проверку против Анатолия Тихонова, генерального директора "Российского энергетического агентства". Но до возбуждения уголовного дела было еще далеко.
Более того, министр энергетики Новак, по всей видимости, дабы отвлечь беду от своего давнего друга, сделал его своим заместителем осенью 2019 года.
Но это в итоге не помогло г-ну Тихонову: против него было возбуждено уголовное дело в сентябре 2020 года.
Подложные документы в деле
Но в этой истории, как свидетельствует наш информатор, есть еще один примечательный эпизод: дело против Тихонова сразу после возбуждения осенью 2020 года объединили с другим делом, которое МВД РФ завело еще в марте 2020 года.
По версии следствия, сотрудники "Российского энергетического агентства" при заключении договоров на поставку оборудования для ГИС ТЭК использовали подложные документы, чтобы завысить стоимость оборудования почти на 110 млн. рублей. При этом аукционная документация была составлена в пользу компаний "Ресурс Сервис" и "Софтлайн Трейд", которые и привлекли для того, чтобы украсть бюджетные миллионы. В итоге оборудование было поставлено ФГУП "РЭА" по заведомо завышенной цене, из бюджета испарилась крупная сумма.
Обвинение по этому делу уже предъявлено как Удинцеву, так и Щербову, им вменяют нарушение ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере). Но в материалах дела говорится о возможной причастности к совершению преступления людей, в отношении которых идет следствие (имеется в виду Анатолий Тихонов и др).
Именно поэтому оба дела объединены.
Но есть еще одно уголовное дело, которое теперь может быть передано в СКР для объединения с другими делами против Анатолия Тихонова и сотрудников "Российского энергетического агентства".
С декабря 2018 года оперативники МВД расследуют действия сотрудников ФГУП "РЭА" и компаний-подрядчиков - "Cтроительной компании-2000" и "НИСЛ "Ремстрой". Они, по версии следствия, увели более 100 млн. рублей при реконструкции зданий Министерства энергетики и нескольких подведомственных учреждений.
Получается, что Анатолий Тихонов "наработал" в поте лица не на одно уголовное дело?