Когда убивают женщин: жертвы фемицида из Германии

Когда убивают женщин: жертвы фемицида из Германии
Когда убивают женщин: жертвы фемицида из Германии
В Германии в среднем каждый третий день погибает одна женщина в результате фемицида. Об этом — книга «Каждые три дня». Ее соавтор Лаура Бакес ответила на вопросы DW.

В Германии вышла в свет книга «Каждые три дня. Почему мужчины убивают женщин, и как мы должны этому противодействовать»(«Alle drei Tage. Warum Männer Frauen töten und was wir dagegen tun müssen») журналисток Лауры Бакес (Laura Backes) и Маргериты Беттони (Margherita Bettoni). В ее заглавии — страшная статистика. Среднее по Германии число убийств женщин их нынешними или бывшими мужьями или бойфрендами, то есть так называемых «фемицидов».

Понятие «фемицид» в других контекстах может пониматься гораздо шире, однако авторы книги ограничили свой анализ именно этой категорией убийств, поскольку она является самым распространенным видом фемицидов в Германии. В интервью DW Лаура Бакес рассказала о ситуации в стране, о факторах риска фемицидов и возможных путях их предотвращения.

Deutsche Welle: В вашей книге вы используете понятие «фемицид». Что оно означает?

Лаура Бакес: Случаи, когда люди, находящиеся или находившиеся в любовных отношениях, убивают друг друга, то есть один из партнеров убивает другого. Как правило убийцей в таких преступлениях является мужчина, а жертвой — женщина. И понятие «фемицид»указывает на то, что это явление представляет собой структурную проблему, а не «удар судьбы»или единичное преступление в рамках отдельно взятых отношений.

— Как вы оцениваете ситуацию в Германии относительно фемицидов и их предотвращения?

— Ситуация плохая, хотя и не хуже, чем во многих других странах. Каждый третий день в Германии один мужчина убивает свою нынешнюю или бывшую жену или подругу и чаще, чем каждый второй день предпринимается попытка такого убийства. Я считаю, что это возмутительная ситуация, которая находит слишком мало отражения в крупных СМИ, в то время как в локальных СМИ такие преступления зачастую представляются как очередная «семейная драма». Совсем недавний случай: сначала СМИ сообщили, что где-то сгорел дом, а неделю спустя выяснилось, что мужчина убил своих жену и детей. О таких случаях сообшают как о жутких единичных происшествиях. А ведь они происходят постоянно.

— Кем являются эти убийцы? Существует ли определенный профиль преступника или же подобные преступления может совершить любой мужчина по отношению к любой женщине?

— Определенного профиля нет, подобные преступления совершают мужчины всех возрастных групп. Есть молодые и старые преступники, бедные и богатые, образованные и необразованные, то есть подобные преступления действительно могут совершаться в любом социальном слое и в любой социальной среде.

Однако существуют факторы риска. К ним относятся ситуации, когда человек не привык к безнасильственной коммуникации, а к этому присоединяются еще и факторы стресса, такие как безработица или бегство из родных краев или же когда человек сам испытал на себе насилие. Это, однако, совершенно не означает, что все люди, которые пережили какую-либо травму, совершают фемициды. Это может быть и приветливый отец семейства, и главврач, и безработный — такое возможно повсюду.

Laura Backes | deutsche Autorin ruiexiddeiqexvls

— Существует ли взаимосвязь между домашним насилием и фемицидами?

— Да. Есть исследования, которые показывают, что более чем в половине случаев фемицида до самого убийства были случаи применения насилия в отношениях. То есть, в половине случаев этого не было или это не было доказано, но есть много случаев, когда начинается с насилия, ситуация со временем все ухудшается, то есть насилие становится более интенсивным, и само убийство представляет собой максимальную эскалацию.

— В своей книге вы называете «контролирующее поведение« мужчин фактором риска. Каким образом желание контроля повышает риск фемицида?

— В своем исследовании британский криминолог Джейн Монктон Смит изучала предысторию фемицидов и пришла к выводу, что тогда, когда им не предшествовало насилие, все случаи связывал один факт: до самого деяния мужчина, ставший впоследствии убийцей, демонстрировал контролирующее поведение. Это начинается с любовных клятв вроде «моя навеки», с того, что мужчина ограничивает свободу женщины, контролирует и ревнует ее. Было доказано, что женщины зачастую подстраиваются под эту ситуацию, по принципу «я ведь его люблю — все это не так страшно», в то время как мужчины все больше расширяют свой контроль. Это не означает, конечно, что всякий, кто ревнует или контролирует свою жену, ее когда-нибудь убьет. Но и здесь наблюдается спираль эскалации. И в случае, если женщина хочет расстаться с мужчиной, или он думает, что она этого хочет, у него возникает страх потерять контроль. В принципе, фемицид является своего рода восстановлением абсолютного контроля над женщиной. Потому что, когда мужчина убивает свою партнершу, она не может больше никому принадлежать.

Новости по теме: Пенсионер первым открыл огонь. Прокурор раскрыл подробности штурма дома мытищинского стрелка и его ликвидации

Обложка книги Каждые три дня Лауры Бакес и Маргериты Беттони

— Вы называете Испанию ведущей страной в Европе в деле предотвращения фемицидов. Чему могут у нее поучиться другие страны?

— Прежде всего общественному сознанию. Справедливости ради надо сказать, что в Испании все еще есть фемициды, но там есть соответствующее законодательство, а также массовые протесты, освещение фемицидов на телевидении и их признание как структурной проблемы. Я думаю, что просвещение помогает. Дело в том, что многие женщины не осознают опасности, потому так важно об этом говорить. В Испании это делается более широко, поэтому там знают о существовании этой опасности.

— То есть роль общества заключается в том, чтобы распознать опасность, говорить о ней и добиться того, чтобы на политическом уровне были приняты и реализованы на практике соответствующее законы?

— Я не уверена в том, что само по себе принятие нового закона (в Германии — Ред.) стало бы решением вопроса. Здесь нет пробела в законодательстве. Фемицид квалифицируется как убийство или, редко, как телесное повреждение со смертельным исходом, то есть он карается законом. То, что нужно — это сознание о существовании самой проблемы, а также средства на превентивные и просветительские меры. Важно, чтобы были соответствующим образом оснащены соответствующие ведомства, чтобы каждая женщина, о которой известно, что она подвергается насилию со стороны партнера, была максимально защищена и проинформирована. В настоящее время в Германии это хорошо работает в некоторых федеральных землях, в других — хуже. В зависимости от того, как к этому относятся отдельные ответственные лица. И это может измениться тогда, когда общество в большей степени осознает проблему.

— Вы выделяете три превентивные фазы: краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. В чем состоит каждая из этих фаз?

— Для начала важно, чтобы женщины были должным образом проинформированы и получили помощь, чтобы выйти из опасной ситуации, то есть были защищены от партнера. Тут должна вмешаться полиция, и если, например, бывший муж хочет после развода забрать свои вещи, то этот процесс должен соответствующим образом сопровождаться, чтобы мужчина  не убил свою бывшую супругу или подругу. То есть, в первую очередь, женщины должны быть вне опасности.

Затем надо позаботиться о том, чтобы мужчины не становились преступниками. Им тоже нужно сопровождение, их надо просвещать в группах с участием социальных работников, чтобы они осознали, что убийство — это не выход.

В долгосрочной перспективе должно измениться общество, в нем должно быть больше равноправия и меньше мужчин, которые считают, что женщины являются их собственностью, как машина или дом. Это долгосрочная перспектива и начинать следует уже в школе и детсадах учить детей принципам равноправия.

Автор: Ольга Солонарь; DW


Распечатать
16 июля 2025 Госдепартамент США уволил экспертов по Украине и России в рамках реорганизации
16 июля 2025 Мэр Львова предложил обменять останки советских солдат на украинских пленных
16 июля 2025 Мужчина, пострадавший вследствие удара БПЛА в Воронеже, умер в больнице
16 июля 2025 Евросоюз возобновит санкции в отношении Ирана, если он не прекратит ядерную программу
16 июля 2025 Как жильё олигарха Александра Зарубина было спасено от конфискации благодаря преступной махинации
16 июля 2025 Азербайджанский Dream Fest 2025 заменил российских ведущих из-за массового возвращения билетов
16 июля 2025 Libya intensifies efforts to dismantle trafficking networks that are tormenting migrants in subterranean facilities
16 июля 2025 Трамп отрицает планы поставок дальнобойного оружия Украине через НАТО
16 июля 2025 Решение Европейского Союза ослабить контроль над ОАЭ вызвало резкую критику со стороны общественности
16 июля 2025 Международный трибунал рассматривает вопрос о судьбе парижской недвижимости, конфискованной у сына президента Экваториальной Гвинеи
16 июля 2025 Коллекционный Porsche Carrera GT попал в аварию в Австрии на дороге в горах
16 июля 2025 Солдат из Архангельской области напал на девушку и сделал попытку её изнасиловать
16 июля 2025 В Братске полиция не обратила внимания на крики ребёнка, зовущего на помощь
16 июля 2025 Российские правоохранители провели провокационные проверки азербайджанских моряков
16 июля 2025 Вместо обручального: почему Кейт Миддлтон носит четыре кольца на одном пальце
16 июля 2025 Евросоюз перенес принятие решения о введении санкций против Израиля
16 июля 2025 Трамп согласился на поставки ракет Patriot Украине через Германию
16 июля 2025 Франция отказалась покупать американское оружие для Украины
16 июля 2025 Вертолёт АПК «Взлёт» потерпел крушение по дороге в Магадан: никто не выжил
16 июля 2025 В Выдрино сбрасывают сточные воды в Байкал: река Снежная превращается в канализационную канаву