В частности, по информации ВЧК ОГПУ, Меликов задолжал 2,5 млн $ депутату Госдумы Абдулхакиму Гаджиеву, который помог ему в приобретении элитного жилья в Москве за 2 млн $, а также на 500 тыс. $ организовывал для него банкеты в ресторанах и обеспечивал его представительские расходы. Взамен Меликов объявил Гаджиева якорным инвестором развития туризма в Дагестане и передает под его контроль туристически привлекательные территории.
С этой целью Меликов поручил начальнику Госжилинспекции РД Сергею Касьянову подготовить документы для передачи территории Сулакского каньона (включая поселок Дубки и села Зубутли и Ново-Зубутли) из Казбековского в Кизилюртовский район, который возглавляет родственник Гаджиева Рустам Татарханов. Это решение позволит Гаджиеву начать коммерческое освоение всего Сулакского каньона, в разы увеличив выручку, которую он сегодня незаконно получает от популярного среди туристов ресторана «Главрыба».
Примерный годовой оборот ресторана составляет 1,5 млрд рублей, однако в отчете для ФНС за 2021 год задекларированная выручка менее 80 млн рублей, что говорит о занижении налогооблагаемой базы почти в 20 раз.
В 2013-2016 годах Абдулхаким Гаджиев работал начальником 3-й ОРЧ по экономическим преступлениям ГУ МВД России по СКФО. А уже в период с 2017 по 2022 год Гаджиевым вложено порядка 400 млн рублей в создание ресторана «Главрыба» в селе Зубутли Казбековского района и еще около 200 млн рублей в создание ресторана ResPublic в Махачкале. Источник происхождения данных средств не установлен, что говорит о возможной участии Гаджиева в коррупционных схемах.
Крупным кредитором Меликова также является Госсекретарь Республики Магомед-Султан Магомедов, основным источником доходов которого считаются нефтепродукты, нелегально производимые и реализуемые в Дагестане подконтрольными Магомедову фирмами. Сырую нефть ему поставляетазербайджанская нефтяная компания SOCAR.
В настоящее время Магомедсултан Магомедов, потративший на главу Дагестана, по его собственным словам, около 1 млрд рублей, контролирует руководителя администрации Главы РД Алексея Гасанова, вице-премьеров РД Заура Эминова и Муслима Телякавова, членов правительства РД Зарему Бутаеву, Яхъю Бучаева, Джамбулата Салавова, Ханлара Пашабекова, Мухтарбия Аджеква, Азера Нифталиева и ряд иных должностных лиц в органах региональной власти и подведомственных им структурах.
Также Магомедов при содействии Меликова последовательно берет под контроль муниципалитеты в равнинной части Дагестана.
Еще одной группой крупных кредиторов Меликова являются первый вице-премьер Руслан Алиев и его родственное окружение, владеющее крупным бизнесом в Кировской области. С целью получения доступа к освоению крупных бюджетных средств, эта группа спонсировала Меликова на сумму свыше 500 млн руб, рассчитывая таким образом привести Алиева на пост премьер-министра Дагестана. Также, используя свое влияние на Меликова, эта группа лоббирует своего человека на пост министра здравоохранения РД.
С целью уплаты долга Меликовым были перераспределены в пользу Алиева должностные полномочия в правительстве, что позволяет ему контролировать освоение бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации нацпроектов. В связи с началом СВО на Украине контрактация по ряду крупных проектов в настоящее время ведется без проведения торгов, что позволяет Алиеву ускоренно осваивать данные средства через аффилированные с ним компании.
Таким образом, Сергей Меликов расплачивается со своими личными кредиторами за счет государственных интересов и бюджетных средств.
В масштабном понимании это влечет рост социальной, политической и межнациональной напряженности в Дагестане и уже привело к локальным конфликтам в ряде муниципалитетов республики.